Наблюдательная сеть мониторинга определена с учетом того, что строительство затрагивает растительные сообщества Сочинского национального парка, отличающиеся большим своеобразием, сложностью строения, богатством видового состава, наличием значительного количества эндемиков и реликтов, высокой насыщенностью видами растений, подлежащими государственной охране.
Цель мониторинга 2013 года – продолжение рядов наблюдений для выявления реакции растительного покрова, и, прежде всего, редких видов на антропогенное воздействие при строительстве совмещенной автомобильной и железной дорог и объектов инфраструктуры в долине р. Мзымта от с. Молдовка до нижней станции канатной дороги «Альпика-Сервис».
Мониторинг строительного этапа за первые три месяца 2013 года проводился на контролируемых площадках и маршрутах мониторинга растительности вдоль строящейся совмещенной автомобильной и железной дороги в долине р. Мзымта.
По результатам мониторинга были сделаны следующие выводы:
- Оценить жизненное состояние древостоя в январе – марте 2013 г. не представляется возможным в связи с сезонными особенностями и отсутствием листвы на деревьях.
- Самшитовые древостои в районе олимпийского строительства (ППП №9к и ППП №10к) погибли в 2012 году, и восстановление их на данном этапе не представляется возможным вследствие кардинального изменения условий обитания и уничтожения мест произрастания вида.
- Мониторинг редких представителей флоры сосудистых растений в 2013 году вдоль строящейся совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер – Альпика-Сервис привел к выводу об удовлетворительном состоянии контролируемых видов и их численности на большинстве сохранившихся контрольных площадок и на 3 из 4 контрольных маршрутах. В 2012 г. были уничтожены еще две площадки мониторинга.
- Для некоторых контрольных площадок и маршрутов отмечено дальнейшее увеличение численности инвазионных видов растений.
Наблюдательная сеть мониторинга определена с учетом того, что строительство затрагивает растительные сообщества Сочинского национального парка, отличающиеся большим своеобразием, сложностью строения, богатством видового состава, наличием значительного количества эндемиков и реликтов, высокой насыщенностью видами растений, подлежащими государственной охране.
Цель двухтактного мониторинга 2012 года – продолжение рядов наблюдений для выявления реакции растительного покрова, и, прежде всего, редких видов на антропогенное воздействие при строительстве совмещенной автомобильной и железной дорог и объектов инфраструктуры в долине р. Мзымта от с. Молдовка до нижней станции канатной дороги «Альпика-Сервис».
Мониторинг строительного этапа за второе полугодие 2012 года проводился на контролируемых площадках и маршрутах мониторинга растительности вдоль строящейся совмещенной автомобильной и железной дороги в долине р. Мзымта.
По результатам мониторинга были сделаны следующие выводы:
- Мониторинг древесно-кустарниковой растительности 2012 года показал, что на подавляющей части обследуемого района происходит прогрессирующее снижение жизненного состояния древостоев под воздействием антропогенного пресса. Об этом свидетельствуют показатели как контрольных пробных площадей, где отчетливо видно снижение балла жизненного состояния древостоев, так и показатели фоновых, расположенных в отделении от мест проведения строительных работ, пробных площадей, где патогенные изменения присутствуют в значительно меньшем количестве.
- Из 8 контрольных пробных площадей в 2012 году лишь одна (ППП №4к) может считаться условно стабильной, на остальных 7 отмечено ухудшение состояния и увеличение ослабленности древостоев.
- Из 6 фоновых пробных площадей ухудшение состояния отмечено на 3 (ППП № 1ф, ППП №5ф, ППП №6ф).
- Если в 2011 году отмечалось катастрофическое изменение в состоянии самшитовых древостоев в районе олимпийского строительства, то в 2012 году эти древостои полностью погибли и восстановление их на данном этапе не представляется возможным, вследствие кардинального изменения условий обитания и уничтожения мест произрастания вида.
- Мониторинг редких представителей флоры сосудистых растений в 2012 году вдоль строящейся совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер – Альпика-Сервис привел к выводу об удовлетворительном состоянии контролируемых видов и их численности на большинстве сохранившихся контрольных площадок и на 3 из 4 контрольных маршрутах. Три площадки частично или полностью уничтожены, существенно поврежден один из маршрутов.
- Для подавляющего большинства контрольных площадок и маршрутов отмечено дальнейшее увеличение численности инвазионных видов растений.